ABSURDNONSTOPIDIOTIZMVNATURE

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Нт

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Тратака на пламя свечи--это удивительный инструмент для изучения своего ума, тела и уверенного навыка медитации. Огонь, по своей природе,  притягивает взгляд, завораживает и успокаивает. Многие наверняка сталкивались с моментом, когда сидишь с компанией возле костра и твой взгляд останавливается на пламени, хочется посмотреть на него подольше, а внутри растекается ощущение тепла, покоя и удовлетворения. Все это можно использовать для своих целей. Это может быть освоение медитации, или просто способ успокоения, снятия нервного напряжения. Тратака помогает при беспокойстве, бессоннице, а также укрепляет мышцы глаз.

Начинающие осваивать медитацию могут столкнуться с рядом затруднений,  связанных с неспокойным умом. Например, -- постоянное течение мыслей, различные ощущения в теле, чувства и эмоции. Новичков это может расстраивать, пугать, заставить сомневаться в своих силах и способностях. Первое, что нужно понять в данном случае,  - все выше перечисленное  нормально. Невозможно сесть и сразу же погрузиться в глубокую, долгую медитацию. Тратака на пламя свечи--один из несложных способов освоить медитацию, углубить ее. Как уже было сказано, все потому, что огонь притягивает внимание и успокаивает.

Тратаку разделяют на внешнюю, внутреннюю и смешанную. Каждая из них ставит свои цели и задачи. Внешняя подразумевает  продолжительное время ( до одного часа и более) смотреть на объект, сильную  концентрацию на объекте и воссоединения с ним, также для более точного закрепления образа при внутренней тратаки. Внутренняя тратака ставит задачу глубокого исследования ума и достигает нескольких видов, которые для новичков, а некоторые виды даже для опытных, могут быть трудными. Здесь мы рассмотрим смешанную, так как она лучше всего подходит для начинающих.

Первый шаг. Нужно занять удобное положение тела с прямой спиной. Это может быть медитативная асана или просто сесть в кресло или стул. Главное, чтобы просидеть в таком положении 15-20 минут по возможности без движения и ощущения дискомфорта в теле.

Второй шаг. Расположить свечу на уровне глаз на расстоянии вытянутой руки. При слабом зрении допускается свечу поставить немного ближе.

Третий шаг. Закрыть глаза минуты на 2 или 3. Успокоить дыхание и максимально расслабить тело.

Четвертый шаг. Открыть глаза и смотреть на пламя свечи, на самую яркую его часть или на кончик фитиля. Глаза широко открыты, зрачки не двигаются. Сознательно расслабить мышцы глаз и вокруг них.

Концентрироваться на пламени свечи, направляя на него все свое внимание, осознавая из всего тела только свои глаза. Во время первых занятий вы отметите, что внимание часто ускользает, становится непослушным, и может быстро перескакивать с одного объекта на другой, с одной мысли на другую. Не стоит из-за этого расстраиваться, огорчаться и ругать себя за невнимательность и бессилие. Такое поведение  может возвращаться  и после продолжительного опыта. Зачастую посещают мысли «Я не могу медитировать. Со мной что-то не так» и им подобным. Данное поведение ума — это вполне нормально и в этом нет ничего страшного. Просто по возможности беспристрастно возвращайте внимание обратно на пламя. Со временем  вам станет легче удерживать концентрацию на объекте.

Но и , наоборот, может помочь  обращение внимания на мысли, при их появлении, если не отождествлять  себя с ними. Обращая внимание во время медитации на возникшие мысли, телесные ощущения, вы можете заметить, что это как раз успокаивает их течение, будут появляться промежутки между ними, в которые  легко обратить полное внимание на пламя свечи. Используйте тот или иной вариант, возможно их сочетание.

Пятый шаг. Смотреть на свечу в течение трех минут. Скорее всего,  вы заметите, что подергиваются веки, дрожат зрачки, и, возможно,  очень трудно удерживать взгляд. Глаза могут начать слезиться или даже возникнет жжение. Это тоже вполне нормально. Подергивание век говорит как раз о том, что они сильнее расслабляются, а дрожание зрачков указывает на то, что мышцы глаз просто не натренированы и где-то напряжены. Если не прошло трех минут, а глаза жжет или сильно слезятся,  вызывая дискомфорт,  то закрываем их и переходим к следующему шагу. Со временем вы заметите, что глаза меньше слезятся, если зрачки находятся в спокойном состоянии, микродвижений глаз будет все меньше и меньше. Вам будет все легче и легче держать пристальный взгляд на пламени.

Шестой шаг. Закрыть глаза и расслабиться. Перед внутренним взором останется отпечаток пламени, это послеобраз. Он будет двигаться из стороны в сторону, вверх и вниз. Попытайтесь переместить его в центр между бровями и сохранить в неподвижном состоянии, концентрируя все внимание на нем.

Седьмой шаг. Когда послеообраз побледнеет,  снова открыть глаза и сосредоточиться на пламени в течении 3 минут.

Восьмой шаг. Вновь закрыть глаза и сосредоточиться на послеобразе,  помещая его между бровями.

Повторите цикл несколько раз. Первое время достаточно повторять до 10-15 минут. Постепенно увеличивая общее время до 20 минут, вы заметите, что можете держать глаза открытыми от 3 минут до 20 и даже больше. Держите их открытыми до комфортного состояния, ни в коем случае не удерживая взгляд насильно и при дискомфорте. Вы можете также отмечать, что сидите 5 минут, а на самом деле прошло все 30. Возможно вам захочется уснуть. На сонливость указывает то, что пламя начнет плыть то вверх - вниз, то ближе -  дальше, может появиться отяжеление век и сильное желание закрыть глаза. Если пройти этот момент, то возникнет весьма интересное и комфортное состояние.

Выполняя это упражнение перед сном каждый день, вы отметите, что сон стал спокойнее, сны ярче или сон без сновидений, глаза в повседневной жизни устают меньше, возможно  даже улучшится зрение. Общее эмоциональное состояние станет более сбалансированным. В йоге, частности Хатха-Йоге и Крия Йоге,  тратака на пламени свечи или лампады может применяться как очищение для глаз. Смотря на пламя свечи,  мы сжигаем все негативное, что увидели за день, в пламени также сжигаются наши негативные мысли и ощущения.

0

2

История Йоги уходит  далеко в глубь  времен, за тысячелетия. Различные источники называют совершенно разные даты  тех или иных событий, переплетая их друг с другом. Из-за чего возникают сложности с восприятием. Многие считают, что Йога начала свое развитие от «Йога-сутр» Патанджали, но по сей день историки не могут точно определиться с датировкой текста,  называя весьма широкий временной промежуток от VI века до нашей эры до IV века нашей эры. Но будет ошибкой, думаю,  считать точкой отсчета от «Йога-сутр». Йога, как и многие другие знания сначала передавалась из уст в уста.

Легенда гласит, что бог Вишну передал учение царю Ману, предку Солнца.  Другая легенда говорит о том, что Шива подарил миру Йогу,  исполняя свой танец. Элементы танца трансформировались в асаны.Если исходить из этой легенды, асана-- это простое па из танца Шивы.

Третья легенда гласит, что Шива стал рассказывать о Йоге своей жене Парвати,   обучая ее осознанности, но она уснула. В чувствах Шива воскликнул: «Но кто-то же меня слышал?».  на что получил ответ «Да» из пучин океана, это был Матсиендранатх, Йог,  принявший облик рыбы.

По другой легенде,  Матсиендранатх был проглочен рыбой еще младенцем и сидел внутри нее, где и услышал наставления Шивы.  Еще в одной  вариации легенды белая рыба,  услышав учения Шивы,  породила Матсиендранатха. В общем Матсиендранатх получил знания и передавал их людям на протяжении 500 лет.  Так произошла Йога и ее учения передавались от учителя ученикам.

Считаю, стоит все же обратить внимание на то, что легенда о Матсиендранатхе относится к периоду зарождения Хатха-Йоги, началу средних веков.

Примерно 2500 лет назад знания стали записывать. Появились Веды. Период их формирования начался примерно с XVI века до нашей эры и завершился в V веке до нашей эры, во времена Будды. Существует другая датировка Вед – 5000 лет назад. Легендарный мудрец и ученный Вьяса изложил основную часть в «Веданта-сутрах», а остальные знания передал своим четырем ученикам,  каждый из которых  написал свой том Вед. В Ведах Йога упоминается как ритуалы и обряды, предназначенные для преодоления границ сознания. И большей частью они все описаны в «Ригведах».

Следующий виток развития  отслеживается в VIII веке до нашей эры, хотя  некоторые датируют IV веком  до нашей эры. Йога встречается в Упанишадах. Кто-то их считает частью Вед, кто-то отдельным трудом, содержащим основную суть Вед. Именно в «Катха-упанишаде» якобы впервые упоминается термин «йога», как техническое очищение ума.

Стоит отметить, что в VI веке до нашей эры Сиддхарта Гаутума достиг просветления и стал Буддой. Он начал проповедовать идеи Буддизма,  выделяя особо медитацию. Есть мнения, что вместе с техникой медитации,  он также учил асанам. Данный момент примечателен для Хатха-йоги. Еще один интересный факт в том, что существует мнение, что Патанджали был современником Будды.

С этого момента Йога и Буддизм начинают переплетаться влияя друг на друга. Кое-где их границы и вовсе исчезают, а где-то,  наоборот,  возникают острые противоречия. Но вследствие расцвета Буддизма,  медитация получила бОльшую популярность, а физические упражнения ушли в тень.

Казалось бы,  «Йога-сутры» должны были наоборот возвести Йогу в величие. Так оно и было, просто стоит отметить, что Патанджали не особо выделял практику асан. Он описал Йогу как Восьмиступенчатый путь к достижению Самадхи (уже во второй сутре он описывает Йогу,  как прекращение мыслительной деятельности). Начинал он с Ямы и Ниямы – моральных и самоограничивающих предписаний и правил.  Такими,  как "не убить, не воровать, правдивость, внутренняя и внешняя чистота, отказ от честолюбия и другие. Йогу Патанджали называют Восьмиступенчатой, Восьмиричным путем, Раджа-Йогой (Царской Йогой) и Аштанга-Йогой  (от слов ashta – восемь, anga– ветвь), Классической Йогой.

«Бхагават-Гита»-- один из ярчайших литературных памятников всего человечества-- раскрывает Йогу с разных сторон. И снова нет точной датировки данного текста, мнения расходятся настолько, что даже нет смысла приводить какой-либо промежуток. Кто-то придерживается мнения, что «Бхагават-Гита» была написана до «Йога-сутр», кто-то,  , что несколько позже. Так или иначе, в ней приводятся философские беседы между Арджуной и Кришной. Кришна передает знания Арджуне о различных аспектах долга, ведические знания, знания о божественной сущности и практике йоги, уделяя пристальное внимание Карма-йоге и Бхати-йоге.

С упадком буддизма в Индии (точной даты здесь тоже на сыскать), примерно от IVвека нашей эры до VII, Йога переживает изменения. Йоги делают выводы, что шаткарма (очищение), асаны (физические упражнения и положения тела) и пранаяма (дыхательная практика) заслуживают куда большего внимания. Так появляются и выделяются Хатха-Йога и Раджа-Йога.

Хатха-Йога-- это часть Восьмиступенчатой Йоги (третья и четвертая ступени),  предназначенная для очищения тела, его тренировки, очищения и усиления энергетического уровня. Философия Хатха-Йоги несколько отличается от философии Патанджали и буддизма. В первую очередь тем, что освоение некоторых принципов ямы и ниямы вызывают затруднения, но с освоением тела и тренировкой ума значительно облегчается. Второе различие заключается в том, что перед медитацией нужно подготовиться все теми же телом и умом. Асаны укрепляют и оздоровляют тело, а пранаяма успокаивает ум. И только после этого переходить непосредственно к практике ума - Раджа-Йоге. Фигурирует мнение, что во времена Патанджали  практики с работой ума не вызывало особых затруднений, но с течением времени люди утратили навыки, пошли по пути упадка,  теряя развитие тела и разума, в связи с этим, практикующим стало трудно добиваться результатов, описанных в «Йога-сутрах», что вызвало потребность в новых знаниях, навыках и их систематизации.

Развитие Хатха-Йоги происходит на протяжении средних веков. Матсиентранатх (вспомним про мудреца, сидевшего в рыбе) основывает культ Натх, римерно в середине VIIвека. Тогда Индия была под влиянием Тантры, а Йога относилась к магии и волшебству. Культ Натх уделял вниманию очищению тела и его элементов.  Это и есть зарождение Хатха-Йоги. Считается, что Шива поделился знанием с Матсиентранатхом,  предотвращая падение духовности. Этот культ охватил всю Индию, его подвижники пользовались большим уважением и почтением.  Вполне вероятно,   из-за суровых практик и больших физических и психофизических возможностей. Влияние культа Натх вышло за пределы Индии и сказалось на всем Среднем и Дальнем Востоке, особенно Непале и его границ.--тут не поняламысль----за границами Непала?)

Ученик Матсиентранатха Горакхнаткх пишет несколько трудов по Хатха-Йоге. Самым известным является «Гхеранда-Самхита», точной даты написания нет (от 7 до 15 веков нашей эры)--тут сам измени на римские цифры, я забыла, как)).

В промежуток 17 и 18 веков (то  же самое, или арабские везде или римские д.б.)  мудрец Свами Сватмарама собрал все знания на санскрите и изложил асану, пранаяму и шаткарму в своей книге «Хатха-Йога Прадипика». Предполагают, что Сватмарама был учеником Горакхнатха.

Следующий виток развития Йоги произошел уже в конце XIX века, она распространяется за  пределы Индии и Тибета и приходит в США и Европу, идя рука об руку с Индуизмом из лекций и ретритов Свами Вивекананда. Выступления Свами Вивекананда, его личность, статьи и книги вызвали интерес Запада к Индии, ее религии и философии. Так же другие учителя распространяли знания о Йоге и Индуизме. Сам Далай-лама вдохновлял многих на Западе больше узнавать о йоге.

Шри Кришнамачарья внес огромный вклад в историю Йоги, вызвав к ней новую волну интереса в Индии уже в XX веке. У него было несколько учеников, среди них и родной сын, которым он передает знания. При этом с каждым учеником он работает по-разному, что в свою очередь вызывает различия в направлениях, которые несут преемники его знаний. Так зарождаются направления Аштанга Виньяса Йога, Йога Айенгара, Вини-Йога и другие.  По большому счету,  это все та же Хатха-Йога,  только в несколько других трактовках и с несколько иными целями. Хатха-Йога обретает  гибкость,  подстраиваясь под различные задачи, стремления, условия различных стран, учителей, учеников, времени технического прогресса, больших городов.

Среди учеников Кришнмачарья была Индра Деви. В 1939 году она открывает студию йоги в Китае, а   в 1947-м--студию йоги в Голливуде. Среди ее учеников знаменитые голливудские кинозвезды. Лекции и уроки Деви пользовались большой популярностью и хорошо распространяли йогу. В 1975 году лично сам Шри Кришнамачарья посещает США,  способствуя распространению Аштанга Виньяса Йоги.

Немалую роль в  распространению Йоги сыграла  личность Махариши , его лекции в США,  а также связь и скандал с участниками группы «Битлз». Несмотря на то, что  Махариши продвигал только идеи медитации, это способствовало   популяризации Йоги в целом.

Йога уходит корнями в далекое прошлое, настолько далекое, что остается за горизонтом и теряется во мраке. Йоге насчитывают тысячи лет, она лежит за границей религий и разных учений, предстает настолько гибкой,  насколько это вообще возможно. Пройдя  десятки тысячелетий,  она пришла в наш мир способной подстроиться под каждого. И каждый может найти в ней что-то свое, что-то,  что только его или ее.

0

3

Сегодня о йоге знают очень многие люди, но странное дело, что под словом Хатха-йога подразумевают разные понятия. Начиная от заурядного -  простые упражнения на гибкость и заканчивая сверхспособностями йогов. Некоторые утверждают, что целью Хатха-йоги является крепкое и гибкое тело, другие,  что это отличный способ борьбы со стрессом, третьи,  что Хатха-йога ставит целью исцелить. Но на самом деле все намного прозаичнее и одновременно масштабнее.

Хатха-Йога образовалась в начале средних веков, примерно в VII веке нашей эры. Ее появление вызвано потребностью выделить 3 и 4 ступени Восьмиступенчатой Йоги – очищение тела (шаткарму), физические упражнения (асаны) и дыхательную практику (пранаяму) для облегчения постижения как первых ступеней, так и подготовку тела и ума для дальнейшего пути к медитации. Хатха-Йога подробно подошла к системе очищения, асанам и пранаяме.

Существует несколько толкований слова «Хатха».

По одному из них, .«Ха» и «Тха»-- две отдельные, особо сильные мантры. «Тха» обозначает прану, жизненную силу, а «Ха» - ум, силу мысли. «Йога» переводится,  как "единение". Хатха-Йога – единение жизненной и ментальной энергий.

В другом варианте  слово «Хатха» переводится,  как "усилие". Потому иногда подразумевается что практика Хатха-йоги это  практика с усилием. Хотя можно толковать это просто как работу с силой (кундалини).

Кроме того, слово  «Хатха» состоит из двух отдельных корней. «Тха» символизирует Солнце, «Ха»-- Луну. Солнце — это символ праны, силы и энергии жизни. Луна-- символ умственной силы, тонкой энергии. Солнце – мужское начало, Луна – женское. Эти энергии проникают везде и поддерживают все сущее.

Основной целью Хатха-Йоги является уравновешивание этих двух энергий и их слияние в теле. Слияние двух энергией порождает,  в свою очередь,  поднятие кундалини до аджны чакры, еще широко известной как третий глаз. После пробуждения и поднятия кундалини, Хатха-йога отступает на второй план, а на первый выходит Раджа-Йога, которая сосредоточена на работе с умом и продвигает энергию до коронной чакры. Тренированное тело, спокойный ум обеспечивают благоприятные условия для практики с 5=й по 8-ю ступени Йоги, для достижения самадхи. Работа с умом,  в свою очередь,  оттачивает мастерство Хатха-йоги, а Хатха-йога помогает для достижения результатов в Раджа-Йоге.

На самом деле это все одна и та же Йога.  Просто Хатха-йога концентрируется на теле, практике и благоприятных для них условий (3 и 4 ступени). Раджа-йога же концентрируется одновременно на всех восьми ступенях с бОльшим вниманием на ступенях с 5-ю по 8-ю.

Хатха-йога не ставит  перед собой цель излечения тела от болезней, но так как в целом она направлена  на достижение в теле баланса энергий, выведение токсинов, гармоничное пищеварение, развитие гибкости, подвижности суставов, здорового позвоночника для возможности работать с умом и чувствами не отвлекаясь на препятствующие факторы (скованность, слабость, боль) то исцеление от болезней — это больше как побочный фактор. Однако в моментах, когда болезнь или травма препятствуют для дальнейшего развития навыков работы с умом, то Хатха-йога может поставить цель исцеления или облегчения физического состояния.

Так же побочной целью в Хатхе-йоге является воздействие на внутренние органы и железы, в том числе гормональные, для эмоционального баланса. Что в свою очередь приводит позитивному восприятию мира, хорошему настроению и устремленности.

Как уже было сказано, исцеление от болезней, хорошее физическое состояние, бодрость духа, позитивное отношение к миру это не главная цель Хатха-йоги, это больше фундаменты для глобальной ее цели – пробуждения кундалини. Для этого в Хатха-йоге используется очищение, физические упражнения и дыхательная практика для очищения, балансировки энергетических каналов в теле, соединение энергий, которые вызывают поднятие кундалини. Кундалини же используется для работы с умом, мыслями, чувствами, эмоциями для конкретной цели – натренировать ум, остановить мыслительный процесс, познать самадхи, познать свою природу и себя.

Однако большой целью задаются совсем немногие люди, но Хатха-йога в состоянии дать людям свои второстепенные цели для достижения здоровья, душевного и умственного спокойствия, хорошего физического состояния, уменьшения стресса, позитивного взгляда на мир. Для тех же кто ставит целью ощутить энергию, ее движение в теле и окружающем мире она так же может значительно помочь и раскрыть новые горизонты. Кто желает углубиться в практике медитации она тем более сумеет поддержать практикующего. И уж тем более распрострет свои объятия если этот человек желает познать себя.

0